Статистика сайта предусмотрительно закрыта паролем, однако некоторые цифры можно выудить из рейтинга на LiveInternet. Если сравнить месячную аудиторию ресурсов в разделе «Знакомства», хорошо заметно безоговорочное лидерство «Вконтакте.ру», который обходит конкурентов не на «полкорпуса», а на 1 млн. уникальных посетителей. Ближайший сосед, дейтинговый сайт 24open.ru, набирает чуть больше 2 млн., а известный проект РБК – LovePlanet - около 400 тыс. Понятно, что слишком бурный рост молодого проекта вызывает недоверие: как сервис собрал такую аудиторию и приделал к статистике столько нулей?
Мысли о накрутке комментаторы отметают сразу – во всяком случае, сейчас для подобных утверждений оснований нет. «Субъективно, такое число просмотров смущает, - признался Владислав Кочетков, пресс-секретарь «Финама». – С другой стороны, «Вконтакте.ру» достаточно активно обсуждается в блогах, у проекта достаточно интересное позиционирование в «студенческом» сегменте. В этом плане можно предположить, что если накрутка есть, то она не особо велика».
Нана Куликова, представляющая «Одноклассники.ру», тем не менее, считает, что 3 млн. «уников» плохо вяжется с официальным количеством регистраций на сайте «Вконтакте.ру» - 1,5 млн. По ее мнению, объяснение кроется в большом количестве разнообразных сообществ, которые создают сами пользователи. Во впечатляющих цифрах «виноваты» приглашения, которые зарегистрированные пользователи постоянно рассылают друг другу. Есть ли в этом утверждении хотя бы доля правды, неизвестно. Однако совершенно очевидно, что в искусственном рисовании цифр на счетчиках нынешние владельцы проекта вроде бы не заинтересованы.
«Нам не нужно, чтобы нас кто-то называл самым «быстрорастущим» или еще каким-нибудь проектом. Мы не продаемся и не планируем. В условиях огромного роста, нам не очень нужна реклама, тем более, в среде IT», - заявил TelNews Павел Дуров, один из основателей «Вконтакте.ру». По легенде, изложенной на сайте, проект запустили около года назад два брата Дуровых, сейчас в команде можно обнаружить с десяток человек. Павел неоднократно подчеркивал, что проект некоммерческий, рекламу не продает, в средствах на развитие особо не нуждается.
По его словам, сейчас главной «головной болью» администрации «Вконтакте.ру» является скорость работы ресурса. «Когда нагрузка зашкаливает за 110 тысяч просмотров в минуту, последнее, о чем вы думаете, это назовет ли вас какой-нибудь блогер «самым быстрорастущим», - добавил он. Статистику LiveInternet команда сайта использует «сугубо в своих целях». Некоторыми данными Павел Дуров все-таки поделился. Основу аудитории составляют жители Москвы и Санкт-Петербурга (80%), каждый день регистрируется в среднем 18 тысяч новых пользователей.
Секрет успеха проекта кроется, по мнению его создателя, в том числе, и в его похожести на Facebook. «Патерн роста «Вконтакте» в России повторяет линию развития Фейсбука в штатах, хотя у нас несколько другая, более открытая и прозрачная для пользователей концепция, которая, возможно, является следствием различий в системе образования», - сообщил Павел Дуров. Кроме того, он считает важным отличием своего детища от других проектов восприятие пользователей как живых людей, а не как «трафик», который нужно «привлекать» и «эффективно монетизировать». Между тем, монетизировать людей все-таки будут, однако речь идет об «ограниченной таргетированной рекламе, которая будет ненавязчивой и по возможности интересной просматривающему».
Павел Дуров ждет большой конкуренции, без нее неинтересно. Пока же социальные сети и сайты знакомств не очень-то хотят оказаться в одной нише с растущим, как на дрожжах, «Вконтакте.ру». «У портала весьма узкая аудитория, определенная им самим. Это студенты и выпускники вузов. А наш проект представляет интерес абсолютно всем - от учащихся до пенсионеров. Потому нельзя говорить, что мы и «Вконтакте» находимся в одной нише. Просто у нас есть и то, что интересно аудитории «Вконтакте», но есть и многое другое», - рассказала Нана Куликова, пресс-атташе проекта «Одноклассники.ру».
Не считают «Вконтакте» конкурентом и традиционные сайты знакомств. «У людей есть несколько причин для того, чтобы искать себе подобных на просторах Интернета. Сети, подобные «Вконтакте» или «Одноклассникам», закрывают потребность в поиске старых друзей. «Мамба» же - лидер в сегменте новых знакомств. Нахождение же «Вконтакте» в разделе «Знакомства», скорее всего, обусловлено популярностью данной категории», - предположил Никита Шерман, президент «Мамбы».
Федор Смирнов
«Вконтакте.ру» наплевать на Яндекс
Российский брат-близнец Facebook растет подозрительно быстрыми темпами. В августе спрос на бывших одноклассников достиг 88 млн. просмотров в сутки, что позволило оставить позади такого монстра, как «Яндекс». Пока участники рынка удивленно пожимают плечами, создателей сервиса эта мелкая сенсация оставила равнодушными.