Как гласит обращение Петра Шелища в ФАС (копия имеется в распоряжении ComNews), "ВымпелКом" не выполняет предписание антимонопольной службы, в котором та обязывает оператора не создавать дискриминационные условия поставщикам "Евросети", в том числе сотовым операторам, не аффилированным с "ВымпелКомом".
В октябре 2008 г. ФАС одобрила ходатайство "Вымпелкома" на покупку 49,9% "Евросети" у структуры бизнесмена Александра Мамута Rambert Management Ltd. Согласно условиям, выставленным регулятором, после сделки с "ВымпелКомом" "Евросеть" в течение трех лет должна остаться мультибрендовой сетью. Кроме того, ритейлеру запрещено давать преференции какому-либо сотовому оператору при заключении контрактов с абонентами (см. дайджест ComNews от 20 октября 2008 г.).
СПРФ отмечает, что "Евросеть" установила новые повышенные тарифы на услуги по сбору платежей и подключению абонентов к услугам сотовых операторов. "Такие тарифы являются монопольно высокой ценой товара на рынке аналогичных услуг, в то время как "Евросеть", по данным различных источников, является на рынке хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение", - сообщает антимонопольной службе Петр Шелищ. По свидетельствам СПРФ, "Евросеть" злоупотребляет доминирующим положением в пользу "ВымпелКома" и препятствует доступу на товарные рынки остальных операторов сотовой связи.
"Когда "ВымпелКом" запрашивал у ФАС разрешение на сделку с "Евросетью", я обращался в ФАС с тем, чтобы служба не давала этого разрешения, т.к. в результате эта сделка вызовет среди операторов сотовой связи волну создания собственного ритейла, что, в конечном счете, пагубно скажется на потребителях. ФАС разрешение дала, но потребовала не допускать таких злоупотреблений, - напомнил в разговоре с репортером ComNews Петр Шелищ. – Несколько дней назад наши опасения подтвердились – опубликовано исследования РОМИРа (холдинг "Российское Общественное Мнение и Исследование Рынка")". В ходе исследования так называемые "таинственные покупатели" департамента "РОМИР Mystery Shopping" совершили около 500 визитов в салоны "Евросети", расположенные в 36 городах России, и в 75% случаев продавцы советовали подключиться к тарифам "Билайн". "Я обратился в ФАС, чтобы их требование, которым было обусловлено разрешение на покупку "Евросети", выполнялось", - поясняет Петр Шелищ. По его словам, покупая ритейлеров или открывая собственные розничные сети, операторы перекладывают часть затрат на потребителей.
ФАС получила обращение СПРФ, но проверку "Евросети" пока не начала. "Обращение СПРФ поступило только сейчас, ФАС обрабатывает этот запрос", - комментирует пресс-служба ведомства.
"Евросеть" утверждает, что не злоупотребляла положением на рынке в ущерб абонентам операторов сотовой связи. "С момента своего создания "Евросет" исповедовала принцип "все лучшее для потребителей" и никогда не ущемляла права абонентов. Мы огорчены такими заявлениями и готовы к конструктивной работе с любыми проверяющими органами, - комментирует пресс-секретарь "Евросети" Наталья Аристова. - В России, по разным данным, 16-20 тыс. салонов связи, и "Евросеть" не является ни монополистом, ни существенным игроком на этом рынке, так как владеет сетью из всего 3,7 тыс. салонов".
Татьяна Капустина