26% респондентов из Сибирского федерального округа за последний год получали мошеннические звонки от имени банков. Это соответствует общероссийскому тренду: в 22% случаев злоумышленники звонили гражданам от лица кредитных организаций. Кроме того, мошенники часто выдавали себя за представителей госорганов и муниципальных служб (12% случаев) и администраций соцсетей (11% звонков). Реже всего пользователи получали обращения от имени Почты России (5% случаев).
В 32% случаев злоумышленники пытались выманить у пользователей логины, пароли и смс-коды от онлайн-сервисов («Госуслуг», онлайн-банка, аккаунтов в соцсетях и т.п.). Примерно так же часто (31%) их интересовали персональные данные граждан (адреса, телефоны, паспортные данные), а в 27% случаев – платежная информация (данные банковских карт, коды подтверждения операций и прочее).
Почти 60% респондентов сообщили, что им удалось распознать мошеннические схемы, прочие признались, что понесли ущерб от действий злоумышленников. В результате этого 18% опрошенных подверглись шантажу с использованием утекших персональных данных, 17% временно или безвозвратно утратили доступ к аккаунтам в важных сервисах, а 4% остались без хранившихся на счетах денежных средств.
Почти четверть опрошенных не стала предпринимать каких-либо действий для того, чтобы снова не стать жертвами мошенников. Однако большинство россиян провели «работу над ошибками»: 45% подключили дополнительную защиту, такую как антиспам и двухфакторная аутентификация. Еще 15% стали читать больше экспертных материалов по вопросам киберграмотности, и лишь 1% граждан записался на специализированные курсы по повышению знаний в области цифровой безопасности.
«Несмотря на активную работу государства и правоохранительных органов, число людей, все еще попадающихся на удочку злоумышленников, остается довольно высоким. В этом вопросе значимую роль может сыграть бизнес, который с каждым годом все ощутимее страдает от мошеннических атак на своих сотрудников и вынужден вкладываться в повышение киберграмотности персонала. Причем если крупные компании уже не первый год работают над этим, то в ближайшем будущем мы ожидаем рост спроса на решения по повышению киберграмотности со стороны среднего и малого бизнеса. Таким образом он может ощутимо повысить уровень осведомленности граждан в борьбе с мошенничеством», – говорит руководитель центра сервисов кибербезопасности RED Security Андрей Дугин.
Опрос проведен в феврале 2025 года, в нем приняло участие свыше 1100 пользователей различных онлайн-сервисов Яндекса. Выборка респондентов включала аудиторию от 18-ти до 60-ти лет и старше. 52% опрошенных составили мужчины и 48% – женщины. География опроса охватила все федеральные округа РФ.